Не уговаривать креститься, а отговариватьРазговор о том, какими должны быть огласительные беседы, продолжает протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора святителя Николая Чудотворца города Калач-на-Дону Волгоградской области.

Запомнить не только пальму

Я сам крестился в 16 лет. Но из всего этого, казалось бы, такого значимого в жизни события, я запомнил только пальму в кадушке, которая стояла в крестильне. Это же надо — так покрестить шестнадцатилетнего подростка, чтобы у него в памяти осталась лишь пальма. Правда, тогда у Церкви не было возможности вдумчиво проводить оглашение — в девяностые годы креститься шли толпы народу. Сейчас правила подготовки стали более строгими, появились обязательные беседы и… число крещений снизилось примерно на треть. При этом стало больше людей, посещающих богослужения. Вот такой парадокс. Такая обратная пропорциональность должна развиваться и дальше. Когда-нибудь наступит равновесие — все те, кто крестился, станут активными прихожанами.

Главный вопрос: зачем?

Оглашение — древняя церковная практика. Из самих слов Спасителя мы можем сделать вывод, что осознание, во имя Кого ты крестишься, понимание тех обязательств, которые ты на себя принимаешь — это непременное условие крещения. От желающих креститься я часто слышу: «Для того, чтобы Ангела Хранителя получить» или «Для того, чтобы было хорошо». На что говорю: «А вы можете предположить, что крещение — это не наша просьба чего-то у Бога, это то, что мы пришли Ему дать. Пришли посвятить Ему свою жизнь, своих маленьких детей». В таком контексте люди обычно даже не думают. Но услышав, человек может понять, что давать-то Богу он ничего не собирается. Иногда просто потому, что у него и нет ничего. Так что до сих пор очень много людей хотят креститься, не понимая, для чего им это надо. Может быть, им это и не надо, но поймут они это лишь после вдумчивого объяснения, что такое крещение, что такое христианская вера.

Кто беседует?

Огласительные беседы может проводить не только священник, но и штатный миссионер, умный человек из прихода, который может грамотно объяснить основы веры. Во время оглашения очень важно, чтобы человек осмыслил, насколько изменится его жизнь, отказался от всего, что мешает ему быть с Господом. Утрируя, скажу, что, например, пьяница должен оставить бутылку и так далее. Если человек не понял, что ему нужно меняться, какой в беседах смысл?

Нужны ли восприемники?

Понятно, что существует принципиальная разница в оглашении взрослых людей, собирающихся креститься, и взрослых, собирающихся крестить младенцев. Интересно, что по правилам сейчас при крещении взрослого человека восприемника не нужно. Для детей восприемник обязателен. В древней Церкви было наоборот. Ведь всё равно главная забота — о здоровье, о духовном воспитании — на родителях. А восприемник для взрослых был как поручитель от Церкви за этого нового ее члена. Я не призываю к тому, чтобы сейчас нам менять правила, но вспоминать и понимать какие-то первичные смыслы очень полезно.

Предоставить выбор

Проблема в том, что мы сейчас как можно больше хотим людей привлечь в Церковь. Любой христианин, понимающий, каким даром он обладает, хочет поделиться им со всеми. Но надо себе честно признаться, что не все этот дар готовы принять. И есть два пути. Один — предложить не желающим принять дар подумать, а пока — отойти. Второй путь очень опасный — минимизировать требования: «Тебе всё равно надо креститься, ты только головой кивни, скажи „аминь“, а уж „Символ веры“ мы сами прочитаем». У человека есть свобода, Богом нам данная — любить Христа и не любить Его — и не надо пытаться ее ограничить. Наша проповедь должна быть свободной, мы должны быть готовыми к тому, что человек может откликнуться на нее, может не откликнуться. Проблема здесь не всегда в нас. Просто человек еще внутренне не готов на столь кардинальные изменения в своей жизни.

Проповедовать Христа, а не «христианство»

Но проблема точно в нас, если мы начинаем проповедовать не Христа, а «христианство» как набор правил и внешних обрядов. Это бесплодное занятие. «Христианство», со всей его интересной историей и культурой, не должно загораживать Христа. Увидев именно Христа, узнав про Него, человек должен свободно решить — хочет ли он быть с Ним. Причем катехизатору нужно говорить искренне о том, что он сам пережил лично, что понимает не только на уровне знаний, иначе его слова не подействуют, не будут услышаны.

Не уговаривать, а отговаривать

Мне кажется, сегодня нужно не уговаривать людей креститься, а отговаривать. И проповедовать не крещение, а Христа. Именно такая последовательность — сначала про Христа, и если человек заинтересовался Евангелием, услышал и понял что-то про Благую Весть, про Воскресение Христово, тогда можно говорить с ним о крещении. Правда, у меня такой случай, когда так получилось, что я отговорил человека от крещения, был лишь один раз за девятнадцать лет священнического служения. Человек слушал, слушал, что я ему говорил, понял весь масштаб ответственности и сказал: «Нет, лучше я пока не буду».